Священник Олег Курзаков,
Основы православной культуры в школе
Пустите детей приходить
ко Мне и не возбраняйте им,
ибо таковых есть Царствие Божие"
(Лк. 18,16)
Наше время с его размытыми представлениями о добре и зле, пороке и добродетели, прекрасном и безобразном по праву можно назвать Смутным.
После распада советской державы и краха её богоборческой идеологии наша страна еще более стала подобна огромнейшему кораблю среди тьмы бушующих волн мира. Сбит компас веры и прежних духовных ценностей. Куда плыть и что выбрать?
Духовный вакуум заполоняется оккультизмом, магией, сектантством, погоней за земным благополучием и удовольствиями. А ведь христианское вероучение, мораль, вся система ценностей были в течении многих столетий тем консолидирующим основанием, на котором строилась духовно-нравственная жизнь нашего народа. Мы создали на этом основании культуру, которая называется классической и входит в состав мировой. Имена Пушкина, Достоевского, Соловьева, Бердяева наиболее известны для слуха иностранца. А ведь были это люди православные, чего мы не хотим в упор замечать и признавать. По словам ныне покойного Святейшего патриарха Алексия II "без возрождения глубинных основ культуры, без воскрешения многовекового исторического и культурного наследия и восстановления потерянной и разрушенной преемственности немыслимо настоящее пробуждение общественной жизни".
Само понятие народа невозможно сохранить без такой преемственности. Народ выражается в своей культуре, а основы её у нас православные. Как современно звучат сегодня слова А.С.Пушкина: "Клянусь вам моею честью, что я ни за что на свете не согласился бы ни переменить Родину, ни иметь другую историю, чем историю наших предков, какую послал нам Господь".
Мечта о безбожном земном царстве сытости рухнула. Ибо по словам русского философа И.А.Ильина "без священного жизнь становится унижением и пошлостью. Православие…научило нас желанию быть Святой Русью".
В этих условиях возрастает необходимость развития сотрудничества школы и Церкви в деле просвещения и воспитания подрастающего поколения как будущего нации. С 2013 года после продолжительной общественной дискуссии государство вводит во всех школах новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики», состоящий из 6 модулей, которые должны выбирать родители для своих детей, переходящих в 4 класс школы.
Одним из модулей являются «Основы православной культуры». По разным оценкам число крещеных в православную веру в нашей стране достигает около 70% или до 100 миллионов населения. Но за этой огромной цифрой весьма печальная реальность: чтобы добиться реализации указанного предмета, потребовался титанический труд представителей общества. И в итоге в процентном отношении большинство населения, относящего себя к православным, выбирает модуль «Основы светской этики» или «Основы мировых религиозных культур». Люди в большинстве охотно берут в храме крещенскую воду, освящают куличи и яйца, ставят свечки, но всякий серьезный разговор о расширении знаний, касающихся православия, отвергается.
Вопрос о введении Основ Православной культуры в содержание светского образования является куда более серьезным и сущностным, чем это иногда представляется. Он касается глубинных основ воспитания и образования человека, их целей, конфликта православной сотериологической культуры, стремящейся к нравственному преображению человека, и светской гедонистической, направленной лишь на достижение земного счастья и благополучия.
Православное понимание образования как раскрытия в человеке образа Божия, живой иконы, "достижение духовно-нравственной красоты" раскрывает подлинную высоту и глубину человека, поднимаясь над плоскостностью утилитаризма, в котором человек лишь винтик системы. В итоге духовное развитие человека заменено в светском воспитании формированием в ребенке лишь суммы знаний, необходимых для достижения земного благополучия. Но оно отгораживает ребенка от духовных исканий. По словам православного мыслителя В.В. Зеньковского "в педагогической мысли еще свежа и влиятельна сила Просвещенчества, …вера в возможность через разум, через организацию интеллекта достичь серьезных перемен в жизни отдельного человека и народа в целом". И весь прошедший век блестяще опровергал подобную установку.
Современное образование все больше ориентируется на рынок труда, а не на раскрытие высокого предназначения человека. В этом случае, по мнению православных публицистов, и цель и смысл человеческой жизни низводятся до полезности человека в конкретной политической и экономической системе, до земной жизни и приспособления к ней.
Массовое распространение подростковой преступности, наркомании, алкоголизма, абортов, невежества свидетельствуют о тупиковости подобной направленности образования. У св.Иоанна Златоуста есть мудрые слова: "Если бы мы детей своих прежде всего наставляли быть друзьями Божиими и учили больше всех и прежде всех наук, духовным, то прекратились бы все скорби, настоящая жизнь освободилась бы от бесчисленных зол".
Во многом проблематика, связанная с введением ОПК, рождена пережитками прежней советской системы, её идеологии, неоднородностью общественного мнения, искаженными представлениями о христианстве, позицией государства и современным состоянием школьного образования.
Государственная власть понимает, что современная система воспитания переживает кризис, который в будущем грозит национальной катастрофой, и пытается обратиться к Православию и иным религиозным традициям как одному из средств укрепления основ государства, но в то же время боится потерять контроль и влияние над процессом воспитания. Поэтому государство допускает введение ОПК лишь как некой культурологической дисциплины. Вопрос, которого, по словам протодиакона Андрея Кураева, современного богослова, боятся московские чиновники из образовательного ведомства, следующий: "Имеет ли в России право на существование русская школа?…Есть ли у русских детей право на знание своей культуры и своей веры?".
Некоторые представители общественности опасаются, что этот предмет вероучительный, который ущемляет свободу религиозного выбора детей. Позиция общества питается страхом перед религией, искаженными представлениями о Православии, а то и просто невежеством. Мол, образование у нас светское, и для религии в нем нет места. Но во всех программах ОПК специально оговаривается, что подобные курсы "являются светскими учебными дисциплинами, не требуют совершения религиозных обрядов, обязательного конфессионального самоопределения учащихся, не преследуют цели их вовлечения в ту или иную религиозную организацию".
По опросам детей, изучавших ОПК в школе, выявляется актуальность и практическая значимость полученных знаний. Школьники используют их в жизни: как вести себя в храме, как не попасть в секту, как не обидеть человека иного вероисповедания, почему нужно совершать добрые поступки, уважать старших и т.д.
Причины, обусловившие интерес общества к православной культуре, связаны с необходимостью оказания помощи детям в условиях глубокого социокультурного кризиса, сопровождающегося пропагандой насилия, повышения качества образования. Выявилась необходимость знать собственную культуру в условиях глобализации и агрессивно-разрушающего наступления западной культуры. Явственно обозначилась утрата лучших отечественных традиций и разрушение русского языка как основного инструмента образования и передачи социокультурного наследия.
В светской публицистике стало непререкаемой истиной утверждение того, что история России якобы ущербна, не вписываясь в мировую историю. Мы все время отставали от Запада, и теперь нам необходимо догнать его и перенять его ценности. Но идущее размывание самих основ нравственности на Западе является весьма веским контаргументом против безоглядного копирования зарубежного опыта.
Выбор исторических путей развития страны сегодня совершается в сердце каждого человека. Только уж слишком много равнодушия в этом сердце, безразличия, апатии. Православная культура как классика нашей культуры и светская этика как саморазрушающийся модернизм, в логике своего развития ведущий к попиранию самих основ человечности. Таков выбор.
Православная культура - это пространство Смысла. Курс ОПК в итоге призван научить детей культуре жизни души, стремлению нравственного преображения, видению прекрасного и истинного среди кромешности современности.